Мы общаемся с замечательным мастером, художником по фарфору, членом
творческого Союза Художников России, участником отечественных и
зарубежных выставок, очаровательным собеседником, Светланой Орешкиной.
.......
Сейчас у меня индивидуальная мастерская.
Когда я работала в крупной мастерской, в
ней делали не только высокохудожественные,
но и потребительские вещи. Существовал
утвержденный ассортимент, план, как на
любом производстве. Каждый выполнял свою
операцию. Параллельно обучали желающих всем
профессиям. Я обучала тому, что я умею, а
другие ребята обучали тому, что умеют они.
Там я научилась абсолютно всему. Там
работали профессионалы: потомственные
художники-керамисты, модельшики (которые
делают форму)… Некоторые из них работали в
реставрационных мастерских, реставрировали Мейсенский фарфор. У них была
высокая планка и высокий художественный вкус. Требования были такими,
чтобы все было идеально: идеально сделано, идеально отшлифовано. Понятий
«второй сорт», «третий» не существовало. Все должно быть по высшему разряду.
Вообще в фарфоре очень много брака. Каждая стадия производства важна, и на
каждой стадии он может проявиться. 40% брака считается нормой. Критерии были
такими. Берешь блюдце, перевернешь, оно немного качается, чуть-чуть. Все,
это брак. Один маленький пузырик, одна маленькая точечка – брак. Не говоря
уже о всяких трещинках, перекосах. При той строгости, которая там царила,
планка была задана очень высокая, и учили как надо. Наверное, поэтому
сейчас в моей работе понятий как у Булгакова «осетрина второй свежести» не
существует. Или это фарфор или это брак.
.......
- Т.е. сейчас Вы одна работаете на всю мастерскую?
- Это так громко звучит. На самом деле это
маленький уголок, это же миниатюра, мне много не
надо. У меня и печка миниатюрная. Фарфоровой массой
я пользуюсь сорта париан, прекрасный английский
фарфор. Печку тоже можно заказать в Англии, хотя
мне наши печки нравятся больше. Наши отремонтировать
в случае чего проще.
Мне везло, я попадала в такие мастерские, где
работали хорошие мастера. Есть такой уникальный
мастер, это Людмила Каминская. Ее конек – копии из
растительного и животного мира. У нее я училась, как
делать цветы из прозрачного фарфора, как их собирать из лепестков… Для меня
это была «школа цветов».
.......
Как я люблю работать на даче. Там все это растет,
смотришь на цветочек и делаешь. Цветочки, ягодки,
и все они такие разные, и прекрасны в своем
разнообразии, в своей непохожести. Еще мастера
школы Фаберже работали в оранжереях, пытались
воплотить в материале красоту живого цветка. Уже
тогда они применяли не только благородные камни и
металлы, экспериментировали, в том числе и с
природными материалами: перышками, пухом.
- У вас и на даче мастерская?
- Маленький уголок. Еду на дачу, взяла с собой фарфоровую массу, коробочку с
красками… Чтобы обжечь готовые работы, складываю в коробочку и везу в Москву.
Главное хорошо упаковать, чтобы ничего не рассыпалось. Здесь у меня свои
секреты. Была бы возможность не покидать дачу, только здесь бы и работала.
.......
- Где можно приобрести ваши работы?
- Я сдаю в художественный салон. Коллекционеры,
которые меня знают, сами приходят ко мне. Если
кому-то очень захочется меня отыскать, могут
написать по электронному адресу. Есть такие, кто
заказывает что-то сообразно своей собственной
фантазии. Это еще интереснее. Оказалось, что
иногда люди придумывают такое, что и я не придумаю.
Иногда у них такие необычные композиции в голове,
просто прелесть, фантастика. У меня есть
колокольчик «Город», так вот этот город придумала одна девушка. Мой
собственный город был настоящий сказочный: домики, крыши… А она придумала,
что это будет цветочный город, что крыши будут в виде колокольчика,
бутончика… Она мне рассказала свою «сказку», я нарисовала эскиз, она
одобрила. Так родился этот колокольчик.
Миниатюрная лепка из фарфора уникальное явление в искусстве керамики.
К сожалению, и в России, и в других странах секретами этого мастерства
владеют единицы. Не так много в этом мире фарфоровых эльфов и цветов, и я
счастлива создавать их на радость людям.
|
|
Записала Нина
|
|
Другие произведения автора
| | |
|
|
| |
|