Марьянник дубравный. Melampyrum nemarosum. Это однолетнее растение произрастает большими массивами на лугах, полях, опушках лиственных лесов. В народе оно получило названия: иванова трава, желтяница, брат-с-сестрой, иван-да-марья, а в Швеции его называют Натт-оч-Даг (Ночь-и-день). Почему были даны последние названия, легко понять, если просто посмотреть на растение – обязательно возникнет впечатление, что перед нами трава с двумя видами цветков – жёлтыми и фиолетовыми. Конечно, если вглядеться внимательно, то станет понятно, что цветки – только жёлтые, а фиолетовые – листочки-прицветники, находящиеся наверху. Причём, цветки сменяют друг друга снизу вверх – отцвели одни, начинают цвести новые наверху, а прицветники меняют окраску – по мере старения они становятся зелёными.
Иван-да-марья
           Разумеется, такое название, как иван-да-марья, не может не быть связано с какой-нибудь красивой легендой. И легенда, действительно, имеется, да не одна и в разных вариантах. Я привожу здесь вкратце ту, которая касается наиболее древних времён.

           В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала, проплывая мимо в лодке. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная, что брат и сестра. А когда узнали, Кострома бросилась в воду и стала русалкой или мавкой, а Купала ринулся в огонь. Но боги решили сжалиться над братом и сестрой и превратили их в цветок, который назвали Купала-да-Мавка, где жёлтый – огонь- Купала, а фиолетовый – вода-Кострома. Позже, когда христианские названия вытеснили языческие, цветок стал называться Иван-да-Марья. А в художественной литературе цвета соотносят наоборот – жёлтая Марья и фиолетовый Иван.
Марьянник встречаются цветы и такой окраски


           Он являлся главным цветком и обязательно вплетался в венки на празднике Купалы и символизировал основные стихии праздника. Также марьянник используется в магии. Считалось, что собранные на Купалу цветы, защищают дом от краж. Пучки травы раскладывали по углам (брат с сестрой будут разговаривать, и вор подумает, что в доме кто-то есть). Очень полезным считается попариться в бане веником из ивана-да-марьи. Начало цветения марьянника совпадает с появлением первых летних грибов. По народной примете: зацвёл марьянник – иди в лес за грибами.

           В старину травой марьянника пользовались для окрашивания тканей в жёлтый цвет. И народная медицина, разумеется, использует такое заслуженное растение – как инсектицидное, противовоспалительное, ранозаживляющее средство, при золотухе, сыпях, чесотке. Используется только наружно, т.к. растение содержит ядовитые алкалоиды и глюкозиды. Если корма для животных засорены марьянником, то животное может отравиться – становится вялым, сонливым, появляется дрожь, учащается сердцебиение. Если корова наедается марьянником, то портится вкус молока. Семена марьянника, засорившие пшеницу, портят муку, латинское название переводится, как «чернящий пшеничную муку». А вот для муравьёв, которые и распространяют семена ивана-да-марьи, снабжённые маслянистым придатком, это настоящее лакомство. Пчёлы тоже охотно посещают марьянник дубравный, его относят к хорошим медоносам. Марьянник дубравный

           Марьянник очень красив и декоративен, но привечать его на дачном участке не стоит. Дело в том, что он относится к полупаразитным растениям. В принципе, марьянник может существовать как обыкновенное зелёное растение, но как только его корни соприкасаются с корнями подходящего хозяина, то на корнях ивана-да-марьи образуются присоски, с помощью которых и происходит внедрение. Таким образом, растение начинает получать питательные вещества не только самостоятельно, но и от растения-хозяина. Интересно, что в отличие от своего родственника, марьянника лесного, марьянник дубравный пристраивается не только к деревьям (иве, орешнику, ольхе, ели), но и к травам (сныти, копытню, пастушьей сумке, медунице). Не исключено, что на садовой клумбе он тоже не преминет воспользоваться «помощью» уже культурных растений и подавить их развитие.

           Народное название «иван-да-марья», кроме уже известного нам марьянника дубравного, относится также и к фиалке трёхцветной и, в меньшей степени, ещё к нескольким растениям, в окраске цветков и листьев которых присутствуют два контрастных цвета. Всё, что здесь рассказано, относится именно к марьяннику дубравному, а про фиалку будет отдельный рассказ.


Благодарим за предоставленные фотографии Татьяну Шипилову witebskiy    и    NakaRB

Автор: Дачная бездельница          10.05.10



Другие произведения автора
 
 
 

Вход

Сайт создан в системе uCoz